Гиперактивный ребенок с нарушением внимания

Гиперактивный ребенок с нарушением внимания

Гиперактивность у детей что это такое

По статистике, около 1% девочек и 10% мальчиков младшего школьного возраста относят к гиперактивным детям.

Гиперактивные дети дошкольники практически постоянно без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Им трудно сосредоточиться, они не могут спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле.

А в школьном возрасте такие дети могут мешать учителям и одноклассникам. Гиперактивность не говорит о том, что ребенок глупый, среди таких детей могут быть вполне одаренные.  Гиперактивный ребенок своим поведением дезорганизует работу в классе. Он часто перебивает учителя и мешает отвечать другим, часто не доводят до конца начатое.

Гиперактивный ребенок с нарушением вниманияСиндром гиперактивности с дефицитом внимания у детей

К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может совсем исчезнуть. Но если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка ему может быть поставлен диагноз -синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Им достаточно тяжело дается учеба из-за задержки развития школьных навыков и плохого поведения. Из-за плохой адаптации к школе у них может быть занижена самооценка. Они испытывают эмоциональные проблемы, плохо идут на контакт, и как результат — у них мало друзей. Причиной дефицита внимания на протяжении долгих лет считают неблагоприятные факторы беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию. Данная проблема в настоящее время плотно изучается.

Как справиться с гиперактивным ребенком

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Гиперактивный ребенок с нарушением вниманияРодителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 — 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания .

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания — завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха.

Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

  • Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.
  • Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.
  • Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.
  • Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

 

Добавить комментарий