Психологические особенности в 4-5 лет
Примерно в четыре года ребенку можно присвоить статус ребенка младшего дошкольного возраста. Но это все условно, потому что у некоторых он может наступить в три года, а у некоторых после четырех. Развитие ребенка 4-5 лет значительно отличается от предшествующих фаз развития малыша.
Психологические особенности развития заключаются в том, что теперь ребенок задумывается о последствиях своих поступков, в большей степени проявляет здравый смысл, принимает во внимание общепринятые правила и все чаще подчиняется им. Наблюдают как эти правила исполняют другие дети, например в детском саду, и при малейшем нарушении могут «заложить» своего товарища воспитателю. К восьми годам это в основном проходит, просто нужно проводить беседу по поводу того, что так лучше не поступать и не в коем случае не поощрять его донесения.
В этом возрасте самое время приучать ребенка к установленным дома правилам. Нужно относиться к нему как к маленькому взрослому, с большим доверием, здравым смыслом и демократизмом.
И помните, что между приказаниями и просьбами огромная разница.
Я думаю никому не нравиться, когда с ними общаются в приказном тоне, и ребенок не исключение. Когда звучит просьба, у ребенка есть выбор, выполнять ее или нет, и если он ее выполнил, не забывайте говорить «спасибо», как и то, что просьба должна начинаться со слов «пожалуйста». А приказание, это когда вы ожидаете определенного действия, которое не оставляет ребенку выбора.
Многие родители в качестве поощрения за хорошее поведения одаривают детей подарками, и эти подарки заменяют ласковые слова одобрения. Но в реальной жизни никакие конфеты не заменят дружеского взаимоотношения с другими людьми, и со временем эти вознаграждения потеряют смысл, либо научат детей тому, что их ценности выражаются в количестве приобретенных вещей. Такие дети ценят больше вещи, нежели взаимоотношения.
Детям очень важно слышать от вас слова, которые выражают искреннюю благодарность, но с этими словами нужно быть осторожным, чтобы эта похвала не несла в себе тайной угрозы. Когда вы говорите ребенку «я очень ценю то, что вы помогли мне приготовить обед» и скрываете тайную надежду на то, что дети чаще будут вам помогать, это манипуляция ими и ваша цель- это получить от детей помощь. Но веря в своего ребенка и говоря ему «Я так горжусь тобой», вы делаете ему бесценный подарок. Безусловно, вы можете похвалить своего ребенка за конкретно выполненную работу, только старайтесь не использовать такую похвалу достаточно часто.
Замечайте у своих детей хорошие поступки, чтобы ободрять их. Старайтесь не осуждать своего ребенка, вместо этого просто сделайте замечание, покажите ему, что вы все видите.
Постарайтесь при всех освещать полезные поступки членов вашей семьи. Сознательно замечайте и одобряйте хорошие поступки ваших детей хотя бы пять раз в день. Описывайте то что вы видите, например «я заметила, что ты сегодня поиграла в куклы и убрала их за собой. Молодец!»
Одобрение- это навык, который вы будете использовать, чтобы помочь своему ребенку действовать в установленных вами рамках. Когда ребенок выбирает повиновение, покажите, что вы гордитесь им, выразив это в виде конкретной похвалы.
Одобрение является дисциплинарным, и если вы будете приписывать своим детям негативные побуждения, вы будите постоянно расстраиваться и потеряв над собой контроль вы будете искать слова, тон или действия, чтобы наказать ребенка. Дети в свою очередь будут обороняться, защищая свое чувство достоинства. И когда вы навязываете своему ребенку негативное побуждение, вы посылаете сообщение, которое определяет, кто он в ряду других людей вовлеченных в конфликт. И когда вы навязываете ему ярлык «плохой», то фактически отделяете от других детей. И напротив, если приписывать ребенку позитивные побуждения, вы сохраните себе и ему спокойствие, и он не усомниться в том, что он хороший. Имея такую опору, у ребенка есть побуждение обучаться новым навыкам и он будет прислушиваться к взрослым.
Постарайтесь адекватно оценивать поведения малыша и возрастные особенности детей прежде чем что-то требовать от него.
Двухлетний малыш никогда не будет вести как взрослый. Маленькие дети по своей природе шумные, неаккуратные и неопрятные. Чай из чашки обязательно прольется, уличная грязь перетащится на пол. У него совершенно отсутствует представление о деньгах и других материальных ценностях, поэтому не ищите в поступках малыша злого умысла, его там просто нет. И если вы оставляете ценные вещи на виду у ребенка, то в ее поломке можете винить только себя.
Целый день ребенок находиться дома в присутствии одного из родителей, в основном с мамой, она в некотором смысле начинает «надоедать» малышу и он очень оживляется при появлении второго родителя, в нашем примере папы. И для него очень важно, чтобы ему в этот момент уделил время папа, пришедший с работы.
Психологические особенности детей этого возраста таковы, что они не бывают не искренними, он обязательно заметит ужасную прическу и не будет молчать «ради приличия», и отведав не очень вкусное блюдо в гостях, обязательно скажет об этом достаточно громко.
Каждый родитель должен знать, понимать то, что для того чтобы добиться успехов в воспитании вы должны во всем подавать пример своим поведением. В противном случае вам нужно будет прибегать к мерам принуждения и тогда малыш будет выполнять ваши требования только из-за страха перед наказанием, который в конечном счете будет порождать обман, лицемерие, хитрость.
Улыбайтесь чаще и всего Вам доброго!!!