Коррекция нарушения структуры слова

Коррекция нарушения структуры слова

Коррекция перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв

  1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам). После чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.
  2. Запись слова с проговариванием.
  3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.
  4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
  5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).
  6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).
  7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.нарушение структуры слова
  8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик подсчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по — пу и т.д.)
  9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит  пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.
  10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит…, книж…, удоч…), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.

Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.

Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).

 

Добавить комментарий